Вітаю Вас, Гість
Головна » Статті » Методика сучасного уроку » Технології навчання


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ КАК БАЗОВАЯ ИДЕЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д.Ушинский.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, цен-ностных ориентаций и смыслового творчества.
В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. То есть, у выпускника современной школы должны быть сформированы такие ключевые компетентности:
• готовность к разрешению проблем;
• технологическая компетентность;
• готовность к самообразованию;
• готовность к использованию информационных ресурсов;
• готовность к социальному взаимодействию;
• коммуникативная компетентность.
Математика, как никакая другая наука, может внести весомый вклад в реализацию поставленных перед школой задач, так как деятельность учителя математики направлена на развитие навыков пространственного воображения, логического мышления - словом, развитие интеллекта.
Это предопределяет направленность целей обучения математике на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.
Компетентностный подход в обучении математике предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Компетентность индивида в области определённой компетенции определяется уровнем его достижений в этой области.
Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математи-ческие отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпрети-ровать полученные результаты. Иными словами, математи-ческие компетенции учащегося способствуют адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Некоторые математические компетенции:
Базовые математические приёмы, алгоритмы измерений.
Математический язык.
Самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации.
Математическая грамотность, т. е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения.
Вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

Реализация компетентностного подхода в
обучении математике.
Рассмотрим формирование ключевых образова-тельных компетенций на уроках математики.
Ценностно-смысловая компетентность. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способ-ностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопре-деления учащегося в ситуации учебной и другой деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. В процессе изучения математики у учащихся происходит формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе. Учащиеся овладевают данной компетенцией, например, при работе над проектом, обосновывая выбор темы, её актуальность, определяя цели и задачи, намечая план работы. Работая в группах, дети берут ответственность на себя (становятся лидером в группе), принимают решение.
Общекультурная компетентность. Это круг вопросов, в которых учащийся должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
Формирование данной компетенции происходит на уроках математики, факультативах и во внеурочной деятельности. Средствами математики про-исходит воспитание отношения учеников к математике как к части общече-ловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Учебно-познавательная компетентность. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, учебной деятельности, соотнесённой с реальными, в том числе и математическими объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: приобретения знаний непосредственно из реальности, владения приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Реализация данной компетенции перекликается с такими технологиями как развивающее обучение, проблемное обучение. При изучении новой темы учащиеся под руководством учителя сами формулируют тему, ставят цели и задачи изучения темы, составляют план, определяют её практическую значимость. В процессе решения учебной задачи или проблемы выдвигают гипотезы, оценивают начальные данные и предполагаемый результат, учатся давать самооценку своей деятельности.
Информационная компетентность. Это сформированные при помощи реальных объектов и информационных технологий умения самостоя-тельно искать, анализировать и отбирать необходи-мую информацию, организовывать, преобразо-вывать, сохранять и передавать её. Эта компетен-ция обеспечивает навыки деятельности учащегося с информацией из различных учебных предметов и образовательных областей, а также содержащейся в окружающем мире.
В ходе изучения математики, у учащихся возникает потребность в получении новой информации. С этой целью привлекаются различные источники информации: интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, словари. Использование компьютера на уроках вызывает интерес и оживление учащихся. Поэтому я использую компьютерные презентации, а также информацию, полученную из других учебных предметов (физика, химия, география и др.).
Коммуникативная компетентность. Это знание необходимых языков, в том числе математического, а также способов взаимодействия с людьми непосредственно и на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
На уроках математики школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Учащиеся учатся развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть видами публичных выступлений (например, участвуя в защите проекта).
Социальная компетентность. Это освоение способов физического, духовного и интеллектуаль-ного саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и безопасного поведения в окружающем мире.
Для развития этой компетенции эффективны не только уроки математики, но и предоставление учащимся возможности проявить себя во внеурочной сфере. На уроках это отстаивание своей точки зрения, своего способа решения задачи, отличного от общего. Во внеурочной деятельности – наличие способности действовать в собственных интересах (участие в олимпиадах и конкурсах, заочных конкурсах и др.).
Здоровьесберегающая компетентность. Интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни: мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.
Этот вид компетентности представляет собой результат интеграции эколого-валеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Учащиеся в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность этого вида компетентности.
Словом, система работы учителя математики в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты самой математики.
Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками, опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Процесс обучения проходит успешно, так как он основан на наблюдении объектов и явлений. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью информационных технологий способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений.
Использование презентации на уроке не подменяет деятельность учителя, а дополняет ее. Часть необходимой информации вынесена на демонстрационные слайды, а часть проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Это позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися.
В связи с этим можно выделить ряд преимуществ использования мультимедийных продуктов на уроках и во внеурочной деятельности:
 аккуратное, яркое, цветное изображение на экране легко воспринимается даже учениками, сидящими за последней партой;
 наглядность материала прямо пропорциональна его усвоению, так как работает наглядно-
образное мышление,
 появляется возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и математики,
 у учеников формируется пространственное и логическое мышление.
А все это, несомненно, способствует формированию у выпускника школы ключевых компетентностей, позволяющих ориентироваться в ситуациях неопределенности, применять знания в нестандартных ситуациях.
Итак, компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Мы видим, что компетентностный подход является усилением прикладной, практической направленности математики. Следовательно, можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении математике.
Одной из важнейших мер успеха ребёнка является работа на уроке, т.к. на нём в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания.
Несомненно, интерес к предмету, увлечение им может оказывать огромное влияние на качество усвоения. Если учителю удалось вызвать в учениках интерес к предмету, дать «пищу» их любознательности, подтолкнуть к достижению успеха, то половина дела уже сделана. И наоборот, однообразный, скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов, может свести на нет эффект даже и хороших методических приёмов, применяемых учителем.
Следовательно, в процессе реализации компетентностного подхода будут обеспечены положительные и высокоэффективные результаты в обучении математике:
• Используются знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
• Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение.
• Осваиваются коммуникативный и творческий типы деятельности.
• Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности.
• Формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
• Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
• Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.
• Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Андреенко Н.В. – учитель математики высшей категории Новокаховской соош №8.

Можливо Вам це буде цікаво 




Джерело: http://интернет-ресурсы
Категорія: Технології навчання | Додав: Irina (29.06.2014) | Автор: Андреенко Наталья Вениаминовна E
Переглядів: 1686 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]